Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Автор: Варганова Ю.А.
|Должность: воспитатель, МАДОУ "Детский сад №59"
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые
направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще
несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики
их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить
овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и
застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо
взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные
машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка
возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о
важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой
оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это
сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на
нервную систему ребенка.
Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у
ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания;
воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные
за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами,
отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы
естественным путем влияем и на соседние.
Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики? Для
удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было
раньше. Умеют держать карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники,
перерисовывать крестики, квадраты. Могут снимать и надевать одежду и обувь.
Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят
башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3
элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из
прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку.
Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы
перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые
элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки,
пуговицы. Разворачивают фантики и обертки. Движения рук происходят при
координации зрением. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать,
подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК? Существует много способов сделать
маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 х лет
прекрасно развивают следующие игры и занятия: застегивание пуговиц, кнопок,
шнуровки; откручивание крышек на баночках и бутылках; перекатывание в
ладошках карандашей, орехов, катушек; лепка из пластилина или теста;
сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса); рисование пальцами на песке,
манной или гречневой крупе; рисование пальчиковыми красками или
карандашами; игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
нанизывание крупных бусин на леску или проволоку; ощупывание поверхностей из
разнообразных материалов и фактур; массаж с помощью шипованных мячиков.
Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи,
которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы
облегчить последующую уборку.
Большинство этих занятий увлекают малышей 3 х лет, особенно если родители
придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто
перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные
поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и
угадывать, к чему прикоснулся.
ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ Однако наиболее интересным занятием для детишек
являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки,
мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков.
Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук,
игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш
утомится и переключит внимание на что-то другое. Перед началом упражнений
необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. Помните, что
сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому
начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте
синхронизировать ручки. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не
запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все
получится постепенно. Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в
процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите
выполнить действие. Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку
предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто
откажется играть .Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его
любимыми персонажами .
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 23.08.2022   |   Изменено: 23.08.2022 16:57:45
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Нет в России семьи такой,где б не памятен был свой герой
Фотографии