Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Народный фольклор: развиваем речь малышей

Автор: Тюрькина Л.Н.
|Должность: воспитатель, МАДОУ "Детский сад №59"
Один из эффективных способов развивать у детей красивую, правильную речь с самого раннего возраста — использовать потешки, припевки, приговорки.
Для полноценного развития ребёнка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: потешки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью. Такие ежедневные процессы, как умывание, купание, одевание необходимо сопровождать словом (припевкой, приговоркой), тогда они становятся для ребёнка более интересными. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей для того, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить малыша.

Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности воспитания детей, проявляли глубокое понимание интересов ребёнка, умели считаться с его возрастом. Большинство известных детям и любимых народом ласковых стихотворений малыши запоминают именно в раннем возрасте.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется создание развивающей речевой среды (чтение сказок, потешек, пение небольших песенок, пальчиковые игры).

Слушание потешек доставляет детям радость. Ребёнок с удовольствием вслушивается в звуки речи, улавливает ритм потешки. Само чтение потешек создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят прочесть ещё. Это важный момент зарождения интереса и любви к художественному слову.

Когда ребёнок плачет, я обычно сажаю его на коленки, и мы вместе как будто скачем на лошадке:

Еду-еду к бабке-деду
На лошадке, в красной шапке.
По рытвинам, по кочкам
И в ямку — бух!

Со словом «бух»  поднимаем ребёнка и ставим его на ноги, он смеётся и перестаёт плакать.  Или берем за руку и ведем по дорожке:

По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Через лужу — прыг,
Через ямку — скок,
Бух — упали, куда же мы попали?
А это мы в лес пришли.

Чтобы закрепить в речи названия лесных зверей (заяц, медведь, белка и прочие),  читаем потешки.

Зайчишка-трусишка
По полю бежал
В огород забежал:
Морковку нашёл,
Капусту нашёл —
Сидит, грызёт.
Уходи прочь!
Хозяин идёт.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Колыбельная – как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся  звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи ребенка, словесному творчеству детей.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение речи и тайны природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного фольклорного творчества.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 24.03.2022   |   Изменено: 24.03.2022 20:31:57
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Бдительный гражданин главный борец с терроризмом
Фотографии