Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Автор: Р. Н. Симонова
|Должность: воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 59»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования в качестве одного из приоритетных направлений дошкольного
образования определяет социальное воспитание детей. Отмечается значимость
создания
социокультурной
среды
в
процессе
социализации
и
индивидуализации ребенка. Источником для содержания социального
воспитания являются духовно-нравственные и социокультурные ценности
общества, правила и нормы поведения. Требования ФГОС к результатам
освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, ряд из которых связан как с
организацией социально-воспитательной работы, так и с различными
аспектами социального развития старшего дошкольника. Предполагается, что у
ребенка в процессе освоения образовательной программы должны быть
сформированы:
– положительное отношение и чувство принадлежности к своей семье,
малой и большой Родины;
– знания об общепринятых нормах и правилах поведения в социуме на
основе первичных ценностно-моральных представлений;
– представления об элементарных нормах и правилах здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
привычек и др.);
– чувство эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
В рамках ФГОС дошкольного образования социальное воспитание ребенка
рассматривается в неразрывной связи с его социально-коммуникативным
развитием. В процессе реализации социально-коммуникативного развитияпроисходит: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1, с.7].
Конкретное содержание социально-воспитательной зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
образовательной программы и может реализовываться в различных видах
деятельности детей.
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) это – игровая
деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды
игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка [1, с. 9].
Современные требования к реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное
развитие»
определяется
следующими
принципами:– принцип целенаправленности означает, что работа социально-
коммуникативного развития, её содержание и методы определены целью;
– принцип комплексного воздействия, который предусматривает единство
задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и
развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность
воздействий на чувства, сознание и поведение;
– принцип воспитания в деятельности: организация благоприятных
условий для развития ребёнка с опорой на его ведущую деятельность, то есть
игру;
– принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребёнка в
сочетании с высокой требовательностью, требующий от педагогов проявления
педагогического такта и, вместе с тем, принципиальности, которая выражается
в справедливом отношении к детям;
– принцип опоры в воспитании на положительные качества ребёнка,
ориентирующий педагога на поддержку и стимулирование развития у ребенка
социально-значимых качеств;
– принцип воспитания детей в коллективе, использование которого
способствует формированию у дошкольников навыков коллективного
взаимодействия, совмещения своих интересов с интересами других ребят;
– принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей,
предполагающий сообразование со спецификой развития дошкольника
методического инструментария социально-воспитательной работы.
Таким образом, ФГОС ДО на системном уровне определяет цели, задачи,
требования к отбору содержания образования и результатам освоения
дошкольником образовательной программы. Через комплекс педагогических
принципов ФГОС определяет организационные основы социально-
воспитательной работы. Вместе с тем существуют возможные проблемы
социального воспитания ребенка, связанные с тенденцией стандартизации и
нормирования дошкольного образования:– в организации социально-воспитательного взаимодействия педагогов,
родителей и детей, в основе которого сохраняется баланс процесса
социализации, в соответствии с требованиями ФГОС и процесса
индивидуализации, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка, а также учитывающего индивидуальную социальную ситуацию его
развития;
– в обеспечении возможности выбора детьми видов и форм активности,
участников совместной деятельности и общения в образовательной
организации;
– в необходимости создания в ДОО предметно-развивающей среды,
учитывающей современную социальную ситуацию развития ребенка, в том
числе активное проникновение информационных средств коммуникации.
Список использованных источников
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки)
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 25.02.2019   |   Изменено: 25.02.2019 20:18:12
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Формирование элементарных математических представлений
Фотографии