Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

«Планирование и организация работы с семьями группы риска»

Автор: Симонова Р. Н., Жадунова О. К.
|Должность: воспитатель, МАДОУ "Детский сад №59"
Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения  родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию.  Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство.
В результате соцопроса родителей, выявились случаи когда в отношении несовершеннолетних применяется физическое насилие. Чаще всего от физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях.Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – главная задача в работе воспитателя во взаимодействии с социальным педагогом.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению может выявить признаки неблагополучия. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения качества воспитательно-образовательного процесса и свои должностные обязанности.
Формы жестокого обращения с детьми:
•    физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
•    сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
•    психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
•    Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
•    боязнь физического контакта с взрослыми;
•    стремление скрыть причину травм;
•    плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
•    негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
•    суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
•    ночные кошмары, страхи;
•    не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
•    стремление полностью закрыть свое тело;
•    депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
•    постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
•    различные соматические заболевания;
•    беспокойство, тревожность, нарушения сна;
•    агрессивность;
•    склонность к уединению, неумение общаться;
•    задержка физического, умственного развития;
•    плохая успеваемость;
•    нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
•    задержка речевого и моторного развития;
•    постоянный голод;
•    кража пищи;
•    требование ласки и внимания;
•    низкая самооценка, низкая успеваемость;
•    агрессивность, импульсивность;
•    сонный вид и утомленность;
•    санитарно-гигиеническая запущенность;
•    отставание в физическом развитии;
•    часто вялотекущая заболеваемость;
•    антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
•    создание доверительно-делового контакта с родителями;
•    содействие в  участии родителей в работе дошкольного учреждения;
•    изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема.)
Признаки:
•    ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
•    ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
•    ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
•    у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
•    ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
•    ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
•    ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
•    ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
•    ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
•    ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
•    ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
•    ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
•    у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.
Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
•    похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
•    проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
•    держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении
Нельзя
– показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
– обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
– просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Алгоритм работы воспитателя при выявлении неблагополучной  семьи.
•    Наблюдение
•    Оформление запроса социальному педагогу, педагогу-психологу
•     В случае игнорирования специалистами запроса, написание служебной записки руководителю.
•    Взаимодействие с соц.педагогом и педагогом-психологом: написание педагогической характеристики ребёнка, семьи, письменное наблюдение
Алгоритм работы социального педагога
•    Отработка запроса изучение семьи: составление акта посещения семьи, беседы с воспитателями
•     Индивидуальная консультация с родителями (во время которой родители ставятся в известность, что семья на контроле)
•    Постановка на внутренний контроль "Совета профилактики"
•    Решение совета профилактики (семья ставится на учёт, разрабатывается план мероприятий с семьёй и ребёнком, при необходимости пишутся сообщения в органы системы профилактики, КДН или опеку,  ходатайство для постановки на учёт семьи в территориальную КДН)

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 24.10.2018   |   Изменено: 24.10.2018 11:49:44
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Пособничество терроризму
Фотографии